О проекте

Наше представление о том, каков был мир в древности, сильно испорчено современными средствами передвижения. Кажется, что человек, не оснащённый дизелем, а ещё лучше – реактивным двигателем, абсолютно беспомощен и способен разве что на короткие вылазки в ближайший магазин «шаговой доступности».

В действительности связи между самыми отдалёнными уголками нашей планеты были довольно-таки прочными даже в те времена, когда, как многие думают, человек ещё не окончательно стал человеком. Тем не менее, даже в палеолите, то есть древнем каменном веке, раковины каури, которые водятся только и исключительно в южных морях, находят на стоянках человека того времени за сотни и тысячи километров от ближайшего побережья.

Что уж говорить о временах, когда на двух концах Старого Света расположились крупнейшие государства – Рим на западе и Китай на востоке. Торговые связи между ними просто обязаны были наладиться. Это произошло во II веке до нашей эры, когда китайский путешественник Чжан Цянь добрался до Бактрии – эллинистического государства Средней Азии. И нашёл там «небесных коней», по которым вздыхал его повелитель, император У-ди. А также обнаружил, что шёлка в «краю западных варваров» совсем не знают. Сложилась классическая ситуация «у вас товар, у нас купец». Возникновение Великого Шёлкового пути стало вопросом времени.

Крупнейший и стабильнейший трансконтинентальный торговый путь. Функционирующий без малого две тысячи лет. Не просто связавший Восток и Запад – нет. Сделавший человечество по-настоящему единым организмом, невероятно обогативший все племена и народы, которым повезло хоть как-то прикоснуться к жизни этой артерии.

По территории нашей страны пролегал так называемый Северный, или Степной путь. В счастливые годы он почитался вроде как периферийным, хотя работал исправно. Зато в годы военных или политических неурядиц в Средней Азии, а это случалось там с завидной регулярностью, основная тяжесть связи Востока и Запада ложилась на Великую Степь. То есть на те государства, народы и племена, что населяли пространство от Монголии до Венгрии. Особенно значимым был тот отрезок Великого Шёлкового пути, где магистраль начинала ветвиться, как русло большой реки в дельте. Связка Каспий-Кавказ-Крым стала наиболее серьёзным транспортным узлом, который обеспечивал притоки Великого Шёлкового пути – Путь из варяг в греки и Путь из варяг в хазары. То есть Днепр и Волгу – реки, которые стали колыбелью Древнерусского государства.

 

© «Великий Шелковый Путь», 2018